Родительская терапия

Что такое родительская терапия? В каких случаях она эффективна? Чему научатся участники семинара?

В преддверии семинара по родительской терапии, который состоится 20-21 июля (уже в следующие субботу и воскресенье), мы попросили его ведущую, Ларису Могунову, рассказать немного больше об этом методе и о том, чем он может быть полезен специалисту.

Что такое родительская терапия?

Это достаточно глубинная работа с родительской ролью человека, вместо консультирования и рекомендаций по вопросам воспитания. Данная работа направлена на такие аспекты:

  • как личный детский опыт взаимоотношения с собственными родителями влияет на родительскую роль
  • как эмоциональные реакции и личностные проблемы родителя могут искажать образ ребёнка и как эти искажения влияют на отношения с собственным ребёнком
  • что мешает, а что помогает выстраивать такую связь с ребёнком, в которой присутствует способность эмпатически понимать, обдумывать причины трудного или симптоматического поведения ребёнка
  • как способствовать росту, развитию и позитивным изменениям ребёнка

Насколько важна терапия родителей при работе с детьми?

Терапия родителей не всегда нужна и важна в полном объеме. Некоторым родителям может понадобиться лишь небольшое руководство и сопровождение.

Но если у родителей есть серьёзные трудности в выполнении родительских функций, у них есть интенсивные эмоциональные реакции на ребёнка, полностью или частично разрушающие их родительскую роль, то это будет препятствовать прогрессу терапии ребёнка.

Также родительская терапия необходима, когда эмоциональные проблемы родителя являются одной из главных причин симптома ребёнка.

Почему в рамках детской терапии важно не уходить в личную терапию с родителями, а держаться в рамках терапии в роли родителя?

  • Потому что клиентом детского терапевта является ребёнок.
  • Потому что в ином случае у терапевта может не хватить ресурсов.
  • Потому что параллельная работа всегда создаёт конфликт лояльности у терапевта, которому придется иметь дело с регрессом родителя, если тот в личной терапии.
  • Потому что одной из задач детской терапии является развитие способности у ребёнка функционировать самостоятельно. Терапия должна быть пространством ребёнка. Если терапевт осуществляет личную терапию хотя бы одного родителя ребёнка, это создаёт путаницу и перемешанность границ.

Ведущая семинара по родительской терапии, Лариса Могунова

Сертифицированный психодраматерапевт, тренер и со-руководитель секции «Психодрама с детьми» Ассоциации психодрамы, тренер детских и подростковых психодраматических групп

Преподаватель и супервизор программ по детской психодраматерапии и психотерапии детей и подростков

Детский и подростковый аналитический психолог, семейный системный психолог с практическим опытом с 1997 года