О детской терапии

О детской терапии

Мы часто здесь публикуем материалы, связанные с темой детской терапии, но все больше в контексте приглашений. А о том, что она из себя представляет и зачем нужна, не рассказывали. Что ж, время исправить эту несправедливость!

 Что такое детская психотерапия? С какими проблемами обращаются к такому специалисту? Как проходит сессия детского психотерапевта с юным клиентом? Что дает?

 Трудно ответить на этот вопрос, не затронув тему ценности психотерапии как таковой, вне зависимости от возраста клиента, темы запроса и подхода, в котором работает конкретный терапевт. Со стороны может казаться, что клиент и терапевт «просто разговаривают» или терапевт и ребенок «просто играют». А потом оказывается, что это «просто» давно стало чем-то вроде таинства, которому надо учиться годами.

 Обращение к специалисту по психологической помощи априори предполагает наличие какой-то трудности в жизни, имеющей под собой психологическое основание. У детей эти трудности могут проявляться в отношениях в семье, успеваемости, повышенной агрессивности, застенчивости или капризности. Иногда симптомы носят телесный характер (к примеру, энурез). С ростом и развитием ребенка меняются роли, отношения, он начинает демонстрировать иное поведение, часто рушится взаимопонимание с родителями. В подростковом возрасте в дополнение к этому возникают темы отношений с противоположным полом и профориентации.

 За помощью к детскому психотерапевту чаще обращаются родители, которые замечают какие-то тревожные перемены в поведении и самочувствии своих детей. Но случается и так, что самостоятельное желание поработать с психологом появляется и у подростков. В любом случае, за обращением к детскому психологу обязательно стоят минимум двое: ребенок и его родитель или другой законный представитель.

 Причинами возникновения трудностей могут являться самые различные факторы: от естественных возрастных кризисов до шоковых обстоятельств, провоцирующих психологическую травму. Также тревогу родителей может вызывать чересчур спокойная реакция ребенка на те или иные ситуации. Если ребенок молчит и избегает общения на определенные темы, это вовсе не означает, что они его не волнуют. Просто выразить свое беспокойство доступными взрослым способами он пока не может.

 С этой задачей хорошо справляется совместная игра. Создавая что-то, используя игрушки и среду (например, песочницу), рисуя, фантазируя, ребенок воссоздает в игровом пространстве то, что для него особенно важно в реальной жизни, как он видит свою семью и свое место в ней, о чем тревожится. В игре многое определяется бессознательными процессами, которые психотерапевт учится понимать и расшифровывать. Ими могут быть разные эмоции, которые ребенок отрицает или не осознает, фантазии об устройстве мира. И если эти фантазии по каким-то причинам не находят выражения, они остаются жить во внутреннем мире ребенка, рискуя со временем законсервироваться и продолжить исподволь формировать поведение уже взрослого человека.

 Реакция психотерапевта на поведение ребенка заметно отличается от той реакции, которую он привык наблюдать со стороны близких взрослых. Потому что воспитательная функция в психотерапии минимальна. Задачей специалиста является не указывать ребенку, что и как тот должен делать, а понять его чувства, расшифровать страхи, постараться услышать то, что ребенок воспринимает, но боится сказать даже самому себе. И помочь ему освободиться от этих эмоций, прожив их вместе с ним. Во многом это справедливо и для психотерапии взрослых.

 В зависимости от проблемы, с которой обращаются родители с ребенком, может варьироваться и длительность работы. В каких-то случаях требуется, скажем, пол года встреч, где-то достаточно одной консультативной, чтобы подсказать родителям, как они могут поддержать свое чадо. Все индивидуально, и хороший детский (да и любой другой) специалист не сможет списать это со счетов, даже если вдруг очень захочет.

 Встречи специалиста с ребенком проходят в специально оборудованном игровом помещении тет-а-тет, но также к участию регулярно (раз в несколько сессий или на какую-то часть каждой встречи) приглашаются родители. Это позволяет работать с проблемой ребенка в команде, перенося позитивные изменения из кабинета терапевта в семью.

 Обучение детской терапии предполагает формирование способности чувствовать, различать тончайшие нюансы, устанавливать доверительный контакт, слышать ребенка. Отдельное внимание уделяется работе с родителями, потому что практически всегда терапия несовершеннолетнего — это терапия всей семьи. Конечно, этому почти невозможно научиться по книгам или лекциям, поэтому обучение детской терапии, как правило, проходит в небольших группах в формате, способствующем полному погружению в мир детства.

 И, в общем, именно о таких группах вы наверняка читали на нашей странице раньше :)

 Надеемся, что эта заметка оказалась полезной для вас, друзья.

 С Любовью, ваша ЭКЗИСТЕНЦИЯ