Нейрокоррекция

Нейрокоррекция

Что же такое нейрокоррекция? И зачем ребенку может понадобится нейропсихолог?

Любому родителю важно, чтобы его ребенок был счастлив. Дети счастливы тогда, когда дома их любят, понимают и уважают, кода в детском саду или школе они легко устанавливают контакты и общаются с другими детьми, и конечно, когда они справляются с теми требованиями, которые предъявляет к ним жизнь. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе важно, чтобы он умел учиться, справляться с программой, понимать и выполнять задания учителя. Способность адаптироваться к обучению в школе и к среде детского сада часто зависит от общей зрелости ребенка. И даже очень любящие родители иногда не могут помочь ребенку справится с трудностями без помощи специалиста.

Что делать, если у ребенка возникают трудности в развитии и обучении? Если вы замечаете у своего ребенка хотя бы три из нижеперечисленных особенностей, то есть повод обратиться к нейропсихологу и пройти более подробную диагностику.

  • ваш ребёнок медлителен или излишне активен
  • невнимателен, часто отвлекается
  • имеет проблемы с памятью
  • быстро устаёт, истощается
  • когда пишет и рисует, у него «оживает» язык, ноги, он «ёрзает» на стуле
  • делает «глупые» ошибки, пропускает и заменяет буквы? «Зеркалит» буквы
  • ему свойственны эмоциональная неустойчивость или агрессивность
  • с трудом описывает картинку, копирует рисунок
  • плохо усваивает учебный материал
  • не сразу вас понимает, откликается не сразу
  • вы помните из его раннего детства, что он не ползал совсем или мало ползал

В качестве одной из самых распространенных проблем, с которыми часто сталкиваются родители можно выделить проблему «невнимательности». Так ее называют сами родители. Мой ребенок очень рассеян и невнимателен.

Уже в ходе беседы с родителями выясняется, что ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему, особенно если это связано с выполнением школьных заданий. Учебная программа усваивается им с трудом, а подчас и с отвращением. В обследовании он медлителен, монотонен, не всегда удерживает программу эксперимента, не обнаруживает заинтересованности в получении лучших результатов. Однако в течение занятий с психологом, обнаруживается, что в конце занятий ребенок способен выполнить достаточно сложные задания, т.е. истинного истощения не происходит. Наблюдение его в игровой ситуации (особенно с соревновательным акцентом) показывает, что его активность достаточно высокая, и при хорошем контакте с психологом он может устроить такой фейерверк, который буквально приводит родителей в шок необъяснимо рекордной высотой результатов, причем именно в области учебных знаний и умений.

Часто можно обнаружить, что внешний контроль со стороны психолога или родителей («Ты все нарисовал?», «Внимательно!», «Давай работать по команде!», или просто недоумевающие жесты, мимика, или междометия), как правило, повышает эффективность работы, равно как и дробление экспериментальной программы на последовательные подпрограммы.

В письме такого ребенка характерны пропуски букв. В целом, пока над ним «нависает» взрослый (мама, учитель), любое задание выполняется адекватно, хотя и не без дополнительных понуканий. В противном случае упражнения не дописываются до конца, в арифметической задаче ребенок вместо трех действий пишет одно, а подлежащее, сказуемое и дополнение подчеркивает одинаково (например, волнистой линией) и т.п.

Особое внимание привлекает крайне бедная речь ребенка. В целом, все эти проявления, позволяют сделать вывод, что основной проблемой в данном случае является недостаточность саморегуляции, программирования, целенаправленности и контроля за протеканием собственной деятельности (т.е. имеет место функциональная несформированность лобных отделов левого полушария). И связана она, по мнению нейрофизиологов и нейропсихологов, со слабостью регулирующей функции речи. Речь такого ребенка еще не достигла того уровня развития, когда она становится организатором и конструирующим фактором его деятельности. Из-за этого нормальное развитие других познавательных процессов при отсутствии саморегуляции и самоконтроля собственной речью не приводит к адекватной адаптации к новым условиям.
Именно поэтому привлечение внешних опор, в первую очередь организующей деятельности со стороны взрослого, может стать основой для психологи ческой работы с такими детьми. (А.В.Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте).

Что дает нейропсихологическая диагностика?

Нейропсихологические методы позволяют увидеть и проследить связь конкретной трудности ребенка с особенностью функционирования того или иного отдела головного мозга. Диагностика позволяет выявить «время и место» сбоя в развитии. Чаще всего трудности в развитии возникают из-за функциональной несформированности определенной зоны головного мозга – это значит, что не хватает связей внутри и между отделами мозга. Нейропсихологическая коррекция позволяет создать (наработать) эти связи.

ЧТО ОНА ВКЛЮЧАЕТ

Психолог выстраивает индивидуальную модель коррекции, где ребенок проходит заново все этапы своего психомоторного развития (метод замещающего онтогенеза), что вызывает активизацию всех высших психических функций (памяти, внимания, мышления, пространственных представлений и т.д.) За счет определенных двигательных и когнитивных упражнений образуются новые связи между отделами и уровнями психической деятельности.
Курс коррекции длится минимум 6 месяцев, занятия 1 раз в неделю в присутствии родителя. И ежедневное повторение упражнений дома – это обязательное условие: для наработки связей нужно повторение и время.

Родители приводят детей с разными трудностями к нейропсихологу. Ниже приведены еще несколько примеров из практики:

  • Девочка 10 лет с сильной истощаемостью, астенией, дефицитом внимания, нарушением темпов формирования учебных навыков, из-за чего возникали большие сложности в обучении. Так же были проблемы с высоким уровнем тревожности и боязнью всего нового.После курса коррекции ребенок стал меньше утомляться, улучшилось внимание и память, стала сама себе ставить новые задачи в упражнениях и выполнять более сложную программу. Появилась уверенность и смелость при встрече с новым и незнакомым. Заметны были улучшения по основным предметам в школе.
  • Мальчик 5 лет. Ребенок эмоционально подвижный, со слабой концентрацией внимания, быстро отвлекаемый, неспособный к самоконтролю.На середине курса уже были видны значительные улучшения: он стало лучше концентрироваться, понимать программу даже новых заданий быстрее, стал быстрее включаться в новую деятельность и вырос самоконтроль. Улучшения заметил и логопед, если раньше была констатация того, что наработанные звуки исчезают из речи, «проваливаются», как будто ничего не было, то с середины половины курса нейрокоррекции появился прогресс в звукопроизношении. Благодаря наработанным связям в мозгу звукам появилось куда «вставать»
  • Мальчик 8 лет. Обратились из-за сильных трудностей в обучении в школе. Трудности в письме, чтении, решении задач, медлительность. Были выявлены сильные нарушения пространственных представлений, проблемы с памятью, вниманием. Трудно давались рассуждения вслух. Несамостоятельность в подготовке уроков.После курса коррекции появились значительные улучшения: стал успевать записывать все на уроках в школе, стал самостоятельным в выполнении домашнего задания, память стала восстанавливаться, речь улучшилась, быстрее стал писать, пересказывать, задавать интересные вопросы и рассуждать на отвлеченные темы.

Нейропсихолог Куделина Варвара