По следам путешествия на Алтай

Команда центра «Экзистенция» вернулась из вдохновляющего и заряжающего тура на Алтай! Живыми эмоциями от психологического туризма поделился Алексей Павленко

«Групповая терапия как завораживающий процесс», иллюстрирующий в ускоренном темпе все основные этапы развития любой длительной терапевтической группы, — на примере 7-ми дневной туристической поездки на Алтай в июне 2023 года, с группой из 14 человек, где я выступал в роли со-ведущего. Это была ресурсная поезда в рамках проекта «Психологический туризм» с Центром психотерапии ЭКЗИСТЕНЦИЯ , в которой была очень активная экскурсионная программа и фоновое психологическое сопровождение, в формате арт-терапии, фото и видео терапии, элементами Playback.

В основном, участниками группы были психологи, от 30 до 45 лет, но были и те, кто к психологии имел косвенное отношение, плюс три подростка, что придало группе интересный, живой процесс, который позволил каждому увидеть в себе свою детскую, бунтующую, активную подростковую часть. Это сделало группу более разнородной, где можно было взаимодействовать с участниками разных возрастов и социальных ролей и находить свой «внутренний» отклик на других, узнавая больше себя в этом процессе совместного СО-Бытия.
Для меня, как группового аналитика — это был незабываемый и невероятно ценный опыт наблюдения за групповой динамикой, где за неделю можно было увидеть, то, что групповые терапевты наблюдают в групповой терапии на протяжении длительного (от года) периода. Здесь же, за короткое время проживания «вброшенности» на Алтай, группа «прожила» все пять этапов групповой динамики.

Первый этап (который в терапевтической группе с сеттингом, раз в неделю, 1,5 часа, проходит примерно два месяца), в этой группе прошел за два дня, где для группы характерно настороженность и отсутствие отношений между членами группы, за исключением тех пар, которые приехали вместе. В терапевтических группах такая ситуация недопустима, так как условием участия в подобной группе является отсутствие отношений за пределами группы. В нашей Алтайской группе, учитывая ее направленность больше на психологический туризм, а не на групповую терапию, большинство участников объединяло лишь доверие к ведущим, и надежда на интересую программу тура, включающую долгие совместные переезды в красивейшие, но удаленные места Горного Алтая, посещение Тавдинских пещер, сплав по полноводной Катуни, посещение бани и другие совместные активности. Каждый вечер группа возвращалась в одно и то же место на турбазу «Золотые пески», где была возможность за вечерним чаем обсудить все впечатления за день и поговорить о важном. К концу второго дня участники начали сближаться, ориентируясь уже не только на ведущих и на программу тура, но и на других участников и выстраивать взаимодействия друг с другом более активно. За два дня совместного Бытия, происходил процесс формирования группы и начала формироваться привязанность. Ведущие поддерживали участников, наблюдая за процессом и давая больше свободы, при этом осуществляли мягкое сопровождение всех процессов, поддерживая границы группы и предлагая участником совместные активности.

На втором этапе, уже на третий день (а в терапевтической группе это с 3-го по 8-й месяц работы) установились связи между участниками, где помимо конкуренции за внимание ведущих, многие стали признавать ценность для себя именно группы и на вечерней встрече, когда была возможность обсудить, как прошел день, порисовать, и совместно поужинать, некоторые участники позволили коснуться более глубоких личных тем и чувств, — появилось больше доверия себе и другим в этом процессе. Ну и появилось больше внимания друг другу и уважения к тому, когда другой говорит. Стала вырабатываться групповая культура взаимодействия.

В 4-ый день участники прожили совместный сплав по полноводной Катуни, разделившись на два рафта, по 8 человек. Этот опыт можно условно назвать этапом конфликта. Где у участников была возможность прожить конкуренцию в скорости и точности прохождения порогов, в процессе совместной гребли, ну и «снять маски» перед лицом стихии и требованиями инструкторов в сложных моментах прохождения сплава. Участники группы все больше ориентировались друг на друга, поддерживая друг друга и прислушиваясь к команде. Группа стала формироваться как целое и это говорило о третьем этапе, где создается формирование ценности того, что дает группа каждому участнику, а не только ведущие, где важна была идентификация участников с группой. В терапевтической группе этот этап проходит, как правило следующие 4 месяца. Основной динамикой этого этапа была большее отделение от ведущих и ориентация друг на друга, когда участники расширили сферу интересов по отношению к группе и к каждому участнику. Уменьшая слияние с ведущими, участники начали больше проявлять себя, что активизировало их ресурсы. Вечерние встречи стали проходить все больше в формате свободно плавающей дискуссии, где каждый вносил свой вклад и «отклик» в ответ на то что говорили другие. Это и есть опыт групповой терапии, где все участники включены в процесс, каждый откликается на то, что говорит другой, и у каждого происходят внутренние изменения, которые инициирует группа и каждый участник в отдельности. Роль ведущих в этом момент – это контенирование чувства участников с сохранение рамок группы.

На четвертом этапе, а это на четвертом-пятом дне, у группы появилась способность к гибкому восприятию людей, заметно изменилась структура взаимоотношений, возникло новое качество и структура отношений, где участники стали поддерживать не только тех, кто входил в их группировку и появилась множественность точек зрения. Развивался интерес участников друг к другу и столкновение разных позиций проходило очень мягко, поддерживались правила группы.

На пятом этапе, а это были заключительные дни совместного отдыха и наполнения Алтайской силой и энергией, в группе возникла другая эмоциональная атмосфера, живость чувств и непосредственность высказываний участников. Это помогло принять грустную реальность смерти группы, все заканчивается и что этим составом группа никогда уже не соберется. В группе почувствовалась модель семьи, где участники говорили о переносе на ведущих, как на маму и отца, как в реальности им не хватало этого тепла и поддержки. Участники говорили о том, как они сблизились и как почувствовали себя одной большой семьей, которых объединяет что-то одно, целое. Для каждого участника, да и для ведущих, это стал бесценный опыт совместности и взаимосвязанности, где каждый был важен и каждый внес свой вклад в жизнь другого. Спасибо всем, кто был со мной в этом процессе. Кто брал и отдавал. Все мы – были учителями друг для друга.