Замкнутый ребенок: в чем причины, как помочь ему раскрыться

Для начала разберемся с понятиями. Внешне замкнутость ребенка выглядит как предпочтение уединения и индивидуальных занятий, избегание общения, совместной деятельности и игр, немногословность, а иногда ограниченность инициативы и физической активности. Многие называют замкнутостью застенчивость, нерешительность, страх публичности и больших компаний. За этими поведенческими паттернами может скрываться достаточно обширное количество внутренних причин: от обычной природной или «истинной» застенчивости до реакции на психотравмирующее событие или на ситуацию развития и особенности общения и воспитания в семье, а также особые нарушения психического развития, такие как расстройство аутического спектра (РАС). Поэтому для начала родителям важно понять, с чем они имеют дело.

Начнем с темперамента. В человеческом сообществе существует большое разнообразие, и действительно, встречаются люди с чувствительным, осторожным складом темперамента, с ориентированностью на более камерное общение, которым нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новым ситуациям и людям, даже еде и одежде. Они получают удовольствие от общения с одним человеком, обычно другом или приятелем, и предпочтут это общение шумной веселой компании, а личное уединенное увлечение активной командной деятельности. Они быстро утомляются в больших компаниях, при этом в знакомых ситуациях и с близкими людьми они раскрываются и проявляют свою индивидуальность, кстати, часто яркую и уникальную. И если в семье появился такой ребенок, то чуткие внимательные родители это увидят сразу по этим и другим признакам.

Если в семье растет такой ребенок, то родителям очень важно приспособиться к такому проявлению индивидуальности. Вот несколько идей:

  • «Не бежать впереди паровоза»: стараться улавливать желание и инициативу ребенка, которые не так внешне очевидны, отразить ему это и дать право решать и выбирать. Например, часто родитель на площадке толкает нерешительного ребенка к другим ребятам в игру. Но здесь важнее увидеть, что застенчивый малыш уже может вовсю наблюдать за тем, что происходит, с опаской, но и с интересом. Правда, ему нужно больше времени, чтобы решиться, поэтому родитель может помочь ему «легализовать» право присматриваться и самому выбрать время для «попытки». «Тебе, похоже, нужно все изучить, и когда ты будешь готов, то пойдешь, куда тебе понравиться».
  • Не толкать, не дергать, не принуждать! Часто такое настойчивое «пихание» вызывает как раз противоположный эффект: ребенок тратит всю энергию на сопротивление, привыкая к состоянию «я не хочу». Принимая детское «нет», родитель поддерживает право ребенка обозначать границы и автономию.
  • Иметь терпение подождать. У застенчивого ребенка много внутренних мини-событий: что-то заметил, в чем-то себя убедил, что-то переварил, пережил, обдумал, на что-то решился. А родитель в этот момент думает, что ничего не происходит. Поэтому с таким ребенком важно разговаривать о его сомнениях и опасениях, желаниях, чувствах и мотивах. И после признания детского «нет», можно спросить: «Что тебя здесь смущает/останавливает, какие опасения и т. д.?
  • Кстати, для таких детей особенно важно найти свое «дело», занятие по душе. В нем они максимально раскроются. Родителю хорошо бы присматриваться, что ребенок предпочитает и выбирает, на что направлен его взгляд.
  • Еще один важный принцип: «то, что ребенок делал вместе с родителем, постепенно станет его собственным умением». Поэтому предложение «Давай вместе» может очень поддержать застенчивого ребенка в начале пути. Только важно не забыть постепенно начать отдавать инициативу и реализацию, отходить в сторону, чтобы приучить к мысли, что ребенок может справиться сам. Кстати, постепенно — тут важное слово.
  • Но это не значит, что родитель только ждет и разговаривает. Можно и нужно подкидывать идеи и варианты новой деятельности и ситуаций, конечно с учетом интересов и особенностей ребенка. Новое должно быть в доступе, но не навязываться. И здесь очень важен «принцип пробы»: предлагая ребенку что-то новое, не предлагать это навсегда и окончательно, а как право распробовать и решить, подходит или нет, нравится ли, по душе ли это. И здесь не ограничиваться одним разом, внушать ребенку, что чтобы что-то понять нужно время, можно даже с ребенком определить количество занятий/проб для решения.
  • Реакция родителя на неудачу как на опыт, как на информацию, где можно что-то изменить, в конце концов, как на хорошую и даже желанную вещь, — очень важна. Ведь ошибка означает, что ты «выжил и не умер» и извлек урок. Правда все это после хорошей поддержки и утешения.

Очень важно понимать, что развитие ребенка не стоит на месте и такие дети с возрастом «крепнут», если придерживаться тех принципов, которые приведены выше. Постепенно эти дети узнают себя, лучше принимают свои особенности и становятся более уверенными в своем праве пробовать и решать, поэтому им становится легче. Кстати, часто это очень талантливые люди, по крайней мере, во внимательности и усидчивости, а их чувствительность может обернуться тонкостью восприятия, умением видеть неочевидное и скрытое в явлении, конечно при условии благоприятной семейной среды и воспитания. В ином случае, эти же дети могут иметь повышенною тревожность и эмоциональную уязвимость. Таким образом, такие важные родительские умения, как поддержка, установление контакта с ребенком, чуткость и внимательность, родительская вера и одобрение, а также понятные и предсказуемые границы понадобятся для любого ребенка, не только застенчивого.

Получается, что родителю застенчивого ребенка важно принять своего ребенка таким, доверять его темпу и способу осваиваться в жизни, тем самым передать ребенку это чувство доверия себе и принятия себя. Это трудно, если родитель ждет эффективности и результатов сразу, а не воспринимает рост и взросление как путь и долговременный проект.

Теперь посмотрим на другой вариант — замкнутость как реакцию на стрессовую или травмирующую ситуацию. Отследить это просто, при условии, что у родителя хороший контакт с ребенком. И главный признак здесь именно изменение поведения. Ребенок вдруг стал закрытым, снизилось настроение, желание вовлекаться в привычную жизнь. Эта ситуация, когда такая реакция является переживанием какой-то перемены (переезд, смерть близкого), травмирующего внешнего (например, травля) или даже внутрипсихического события (например, переживания пубертата). В этой ситуации время, поддержка и временное снижение внешнего давления и требований может помочь ребенку справиться, ведь переживать это нормально, это говорит о том, что ты живой и среагировал. При этом важно не забывать, что необходимо позаботиться, чтобы стресс или травмирующая ситуация не стали хроническими, то есть постараться помочь решить ситуацию, перестроить жизнь или даже «вытащить» ребенка. Если у родителя есть контакт с ребенком или подростком, то он не пропустит даже первые признаки такой реакции замыкания, и, скорее всего, ребенок поделится причиной. В ином случае сложнее, ведь если нет эмоциональной близости и связи, то можно упустить ситуацию и переживание может превратиться в невроз или расстройство, когда уже без помощи специалиста не обойтись.

Не справиться без дополнительной диагностики, консультации и поддержки психиатра и психолога и в случае более выраженных форм замкнутости, связанных с нарушениями развития или врожденными особенностями. Однако в этом случае родители столкнутся и с другими проявлениями и реакциями в поведении ребенка, которые их насторожат.

Лариса Могунова, психодраматерапевт, детский аналитический психолог, специалист по системной семейной терапии, автор и ведущая обучающей программы «Мастерская детского и подросткового психотерапевта: интеграция подходов».