Детская психодрама

Самый аутентичный и работающий для детей метод психотерапии — детская символическая психодрама, ее идея в том, чтобы каждую встречу создавать пространство, в котором инициатива сюжета игры, выбора героев, идеи по ведению и изменению хода истории принадлежала ребенку.

Это дает ребенку возможность учиться притворять в жизнь идеи и осуществлять деятельность, управлять своими желаниями, быть активным, а не реактивным, обнаружить внутри себя свой собственный мир и проявлять интерес и уважение к нему — сложному, разному, амбивалентному, иерархическому. За этим стоит еще одна компетенция — осознавать себя в этом мире.

Детскому психотерапевту часто приходится разыскивать, раскапывать, возрождать и взращивать акциональный голод — голод по спонтанному и творческому действию, который позволяет развить самостоятельность, независимость, креативность, активную позицию в жизни, умение взять управление, почувствовать внутреннюю потенцию жить и жить интересно, осваивать новые роли и способы действовать, в противовес «ничего не хочет», «всего боится», расторможен(а) и гиперактивен(на)«, «все надо заставлять», «без меня ничего не делает».

Детский и подростковый терапевт, зная тонкости и специфику проведения психодраматической сессии, где путь героя истории может стать терапевтическим путем ребенка — клиента, работает с актуальным материалом, не заготавливая заранее «упражнения» для сессии.

Ребенок приходит на встречу в своем настроении, со своим запросом и потребностями, и это содержание разворачивается в обсуждении сюжета и игре, в выбранных ролях и взаимоотношениях с терапевтом и его персонажем.

Задача терапевта быть спонтанным, креативным, обходиться с этим актуальным и направлять в русло, которое ищется совместно с каждым ребенком. Он опирается на теорию ролей и психодрамы, на возрастные теории развития и психоаналитические представления о психике, на знания об основах коммуникации, на понимание специфики методов и интервенций психодрамы с детьми и одновременно играет. Роли терапевта и его переживания в ролях — основа для эмпатического понимания происходящего «здесь и сейчас» каждого конкретного ребенка.

Игра и манипулирование с игрушками — это формы общения, выражения и взаимодействия, которые более понятны и естественны для детей. Поэтому разные способы работы в такой форме, включение психодраматического разыгрывания в сессию может быть эффективным инструментом, очень доступным и наглядным, как для детей, так и для родителей.

И в то же время — это не просто игра, а игра терапевтическая, то есть в ней заложены потенциал и возможности изменений: поведенческих, эмоциональных, когнитивных, личностных.

На психодраматической сцене в отношениях героев и персонажей детских историй репрезентируются «типичные сценарии» внутреннего мира ребенка и мира его отношений со значимыми Другими, поэтому для психотерапевта или консультанта это может стать приглашением к истинной Встрече на территории ребенка.

Кроме того, дети кропотливо учатся реализовывать фантазию в действительность. Ведь пока договоренность не достигнута, сцена не создана, роли не «одеты», игра не сыграна — это всего лишь непережитый замысел, фантазия.

Наш мир материален, и чтобы появился продукт твоего творчества, нужно пережить «крушение своего чувства всемогущества» (я сфантазировал — и оно само снаружи появилось), и пошагово распланировать и подготовить, а потом сыграть. Но когда это необходимое условие игры, которую ты сам создаешь, то делать это намного легче, а переживание совместной игры — часто окупает все усилия сполна.

В этот момент заодно развиваются и осваивается способность к организации деятельности, психологическая готовность к школе, терпимость к фрустрации, интеллект, чувство инструментальной полноценности. А симптомы, с которыми к нам обращаются, как правило, уходят. В этом смысл гуманистических подходов в психотерапии. Развивая и интегрируя личность, опираясь на освобождение спонтанности и креативности, способствуя самоактуализации и осознанности, мы задействуем самооздоравливающие механизмы психики.

На авторском курсе повышения квалификации «Мастерская детского и подросткового психотерапевта: интеграция подходов» много внимания уделяется психодраме. У участников будет возможность узнать, как создаются и разыгрываются истории с использованием игрушек и предметов на столе, ковре или в песочнице на индивидуальном приеме, и попрактиковаться в этом процессе в роли ребенка, терапевта и наблюдателя.

В процессе обучения участники будут осваивать методические и терапевтические аспекты детской монодрамы, основные психодраматические техники в их специфике к детской психотерапии и консультированию. Планируется показать, как можно использовать элементы психодрамы с игрушками в детско-родительском консультировании и на первичном приеме.

В курсе повышения квалификации также будут рассматриваться приемы и методы из гештальт-терапии, поведенческой терапии и игровой терапии, центрированной на ребенке, которые могут помочь детскому терапевту.

Лариса Могунова, психодраматерапевт, детский аналитический психолог, специалист по системной семейной терапии