Психодрама и методы действия в работе с подростковыми (13-18 лет) группами

психодрама

«Подростковый возраст с сопутствующими соматическими, психологическими и социальными изменениями предоставляет человеку второй шанс».

С социологической точки зрения подростковый возраст — это время перехода от семьи к культурному пространству общества. Группа сверстников позволяет и помогает в качестве «вторичной группы» или «агента социализации и инкультурации» осуществить этот переход. Важность группы сверстников для отношений и точек опоры значительно возрастает в раннем подростковом возрасте. Таким образом, сами молодые люди несут все большую ответственность в своих группах за создание безопасного места, где они могут получить новый опыт привязанности и способствовать новым исследованиям.

С точки зрения психологии развития, это означает, что особенно в этом возрасте работа в группах представляет собой важную форму терапии и вмешательства, тем самым сильно отличаясь от работы с детьми или взрослыми в группах. Чтобы профессионально проводить и сопровождать образовательный или терапевтический процесс в группах молодых людей, необходимо знать сложности психологии развития, теории привязанности и групповой динамики, чтобы адекватно и эффективно проводить интервенции.

Здесь психодрама, в частности социометрия и социодрама, предлагает широкий спектр возможностей для интервенций, которые обогащают образовательную и терапевтическую работу с группами» (Fabian Blobel)

Социометрия – это метод исследования мнений, позиций  по разным вопросам и темам отношений в группе и социуме в целом. Он предоставляет возможность представить и изучить в группе разнообразные роли и позиции по отношению к исследуемым проблемам и областям подростковой жизни. Участники могут идентифицировать себя с этими ролями, увидеть похожих и не похожих на себя сверстников, и далее, обсудить и углубить свое понимание себя и Другого через идентификацию с похожими на себя и обмен ролями  с противоположными позициями на тот или иной вопрос.

Социодрама — это метод  драматизации типичных и актуальных  ситуаций в школе, дома, со сверстниками и с самим собой, который предоставляет возможность глубже исследовать чувства и мнения всех участников отношений. В социодраме каждый член подростковой группы может занять разные позиции/роли внутри и снаружи сцены, и тем самым лучше понять ситуацию взаимодействия и определить свое видение и отношение к происходящему. В социодраме роли типичны (учитель, родитель, жертва буллинга, одноклассник, например), что дает широкий спектр возможностей для проецирования разных содержаний в роли. Одновременно, это дает  каждому участнику возможность занять безопасную дистанцию по отношению к проигрываемой роли.

Также, в группе используются вспомогательные техники и подходы: коммуникативные игры, арт-терапевтические методики, социальные игры Гюнтера Хорна и т.д.

  • Подросткам важно быть в позиции поиска и исследования мнений, чтобы «строить» свою идентичность. Задача терапевтов и самой психодраматической группы – помочь постепенно сформировать безопасное, уважительное, но не слишком «тепличное» пространство для обсуждений и исследований психологического, социального и культурного контекста, в котором подростки живут.
  • Мнение и оценка сверстников для подростков важнее, чем мнение родителей или взрослых. В группе участники становятся «зеркалами», антагонистами, альтер эго  и двойниками/дублями друг для друга. Это помогает в терапевтической группе лучше понимать, познавать и выстраивать свое «Я».
  • Подростков «штормит» в прямом и переносном смысле. Пубертат — это возраст перехода из ролей ребенка в роли  взрослого. В культуре отсутствия определенных ритуалов такого перехода,  для подростков это становится очень сложной и неопределенной задачей — что значит стать взрослым? Подростки находятся в ситуации обширной многозадачности: определиться с будущим, с построением близости, с гендером и сексуальностью, со своей социальной, ценностной и культурной идентичностью, исследовать свою эмоциональную сферу, чтобы лучше управлять своими потребностями, влечениями, аффектами и переживаниями и многое другое. Поэтому в психодраматической группе не ведущие  назначают темы занятий, а именно подростки  управляют тематикой сессий, ставят острые и, порой, провокационные вопросы себе, друг другу, взрослым
психодрама подростки
  • Подростки хрупкие, мощные, сенситивные, эмоциональные, сдержанные, закрытые, милые, грубые, разные… И им нужно выдержать себя, и чтобы другие их выдержали… И тут задача ведущих группы помочь участникам — создать пространство поддержки, безопасной близости и дистанции, права на эмоциональность и уязвимость.

Материал подготовила Могунова Лариса, сертифицированный психодрама-терапевт, непосредственная ученица Фабиана Блобеля —  создателя и разработчика  подхода «Психодрама и социометрия с подростками»

психодрама для детей и подростков

Приглашаем подростков 14-15 (16) лет в психодраматическую психотерапевтическую группу, которую проводят сертифицированные психодраматерапевты Лариса Могунова и Юлия Савельева