Телесность

телесность

С того момента как Декарт написал роковое «Я мыслю, следовательно — существую», человек практически всегда отождествляет себя, свое Я с мыслью.

Долгое время ситуацию разбавляли мировое религии, для которых человек, в первую очередь, являлся духом или душой в том или ином виде. Бессмертная душа в христианстве и исламе, скопления вечных частиц дхарм в буддизме, пробуждающийся дух в даосизме и языческих верованиях. Но по мере распространения атеизма и агностицизма, значение духовности стало играть меньшую роль, а роль интеллекта — большую. Телесность же оставалась и по-прежнему остается на периферии.

Несмотря на то, что мы живем в эпоху расцвета всевозможных физических удовольствий, телесность остается для большинства людей еще более аморфным и ускользающим понятием, чем духовность. Проклятие современного человека — «слишком много думать».

Попытка охватить всю жизнь умом — это попытка сверхконтроля, видимое проявление вытесненных страхов перед неизбежным и неуправляемым.  Это своего рода попытка «взять Бога за бороду»:  умственный сверхконтроль возникает как некая альтернатива упованию на Всевышнего.

Корень проблемы в том, что мы не воспринимаем себя как единую субстанцию, объединяющую тело, разум и дух. Разум остается для нас первичным. Тело находится по отношению к нему в подчиненном положении.

Как это проявляется?

В отношении потребностей тела — питания, режима, нагрузок —  мы, чаще всего, действуем «от ума». Даже те люди, которые, казалось бы, активно заботятся о своем физическом здоровье, часто делают это «потому что так надо», «потому что полезно», а не потому, что это отвечает актуальным потребностям тела. Мы принимаем решение и действуем,  «не спрашивая» мнение нашего тела по этому поводу.

Что является следствием такого подхода?

В первую очередь, распространение различных психосоматических заболеваний. Пищевые нарушения, неконтролируемый набор веса, нарушения менструального цикла и бесплодие, гастрит, заболевания щитовидной железы, хронические болезни и т.п.  Во многих случаях  одной из ключевых причин заболевания является как раз игнорирование своей телесности —  игнорирование потребностей и запросов тела.

Впрочем, появление психосоматических симптомов не является неизбежным. Отказавшись «говорить» с телом, мы можем существовать довольно комфортно, ничем не расплачиваясь за неестественный выбор образа жизни. Но, при этом, многие наши возможности будут ограничены. В том числе, способность танцевать и петь в свое удовольствие, заниматься совершенствованием своего тела, улучшать его состояние и самочувствие с возрастом. Поскольку любая телесная практика – вокал, танцы, йога или единоборства – требует постоянного контакта со своим телом: необходимо понимать, что с ним происходит в конкретный момент.

Большинство людей, пришедших впервые на йогу, с первого раза не могут понять и выполнить просьбу «Сядьте с прямой спиной». Они не осознают настоящего положения своего тела.

—  Я и так сижу прямо, разве нет? — удивленно спрашивают они.

Еще одно последствие отсутствия «диалога» с физическим Я —  это искаженное понимание своих телесных потребностей. «Тело не обманет», — любят говорить психологи-телесники. Но в этой фразе есть своя ловушка.

При нарушенном контакте с телесным, потребности и запросы тела понимаются человеком ограниченно или даже превратно, и приводят к разрушительным последствиям. Наиболее очевидный пример — это алкоголик, или курильщик, чья телесность активно требует привычной дозы никотина или алкоголя. Однако идти за этой вроде бы очевидной потребностью — продолжать путь саморазрушения.

Телесность — всегда индивидуальна, как и любое Я.  Сиюминутные потребности тела часто носят компенсационный характер и являются лишь поверхностью более глубоких запросов. При налаживании контакта с собой, человек может выйти на эти более глубокие запросы — потребность в защите, потребность в любви, потребность в поддержке.
Таким образом, для гармоничного развития и восстановления целостности своего Я, включающего как телесную, так и ментальную сторону, человеку предстоит пройти определенный путь выстраивания отношений со своим телом, постепенного возобновления контакта и умения прислушиваться.

И первый шаг на этом пути — признание своей телесности, а также связанных с этим ограничений и индивидуальных особенностей.

Как вернуть себе ощущение собственного тела, умение чувствовать его и понимать его сигналы?

Контакт с телом возвращает… контакт с телом.

Первое условие – регулярные занятия.

«Количество» рано или поздно переходит в «качество». Чтобы научиться танцевать, нужно без конца повторять одни и те же движения, раз за разом. И тогда тело в какой-то момент, наконец, поймет, что от него хотят.

В йоге я регулярно наблюдаю тот же эффект. Когда ученики жалуются на то, что не могут стоять на одной ноге даже в простейшей «позе дерева» — их качает и колеблет как сосну на ветру, я могу дать только один совет: делайте эту асану ежедневно. Начинать стоит с самого простого варианта – стоять с руками, разведенными в стороны (это помогает удержать равновесие). Потом – складывать руки перед грудью. Потом – вытягивать вверх над головой. Чтобы в наклоне достать пол ладонями, нужно регулярно тянуться – понемногу, без насилия над телом, но постоянно. Чтобы сделать стойку на руках, нужно постоянно вставать на руки около стены и ловить баланс – раз за разом. Но переход от простого к сложному идет только постепенно: это как лестница, по которой вы поднимаетесь, преодолевая ступень за ступенью.

Второе условие – это внимательность.

Механистическое выполнение упражнений рано или поздно даст свой эффект. Но он будет быстрее и заметнее, если научиться проявлять внимание к ощущениям тела. Очень хороши в этом плане занятия вокалом, где вольно или невольно, приходится понимать – что и как у вас работает: опущена ли гортань, расслаблены ли плечи.

Есть такая практика – «медитация каждого шага». Впервые я узнала о ней на семинаре Мингьюра Ринпоче, автора отличной книги «Будда, мозг и нейрофизиология счастья». Для новичков в медитативных практиках он предложил «вспомогательное упражнение» — повседневную практику включения осознанности. Например, вы идете по улице и концентрируете все внимание на ощущении шагов: как движется нога, а подошва опускается на землю, какой отклик идет в тело при этом. Или – вы садитесь на стул. Какие мышцы работают, как реагирует на их работу остальное тело, что оно чувствует? Как раз на включении такой осознанности построены телесные практики Мойше Фельдекрайза, Франца Александера, Томаса Ханны и других авторов из области психосоматики и соматики.

Третье условие – повседневность.

Существует множество систем, предлагающих непременно универсальный «здоровый образ жизни»: начиная с древней аюрведы и заканчивая умозаключениями современных целителей. А вариаций на тему «правильного питания» и вовсе без счета: сыроедение, вегетарианство, еда без соли и сахара, раздельное питание и т.п. Опробовав многое из этого и понаблюдав за экспериментами знакомых, я пришла к выводу, что не существует универсальной и подходящей всем системы «здорового образа жизни».

Важно понять – что подходит именно вашему телу? Какой режим, какое питание? Иногда достаточно совсем небольших изменений, чтобы почувствовать себя лучше.

Как можно использовать телесность в психотерапии?

Одна из проблем в начале психотерапии, с которой сталкиваются почти все, — это изощренные уловки ума в попытках самообмана. Страх перед темной глубиной сознания вызывает у разума панику — он теряет контроль над ситуацией и судорожно мечется, придумывая различные способы, как избежать этого погружения. Бесконечные повторы, уход в долгие рассказы и объяснения, блуждания в бесконечных словесных лабиринтах, а иногда и просто отключение сознания. При подобном сопротивлении ума может помочь как раз обращение к телесности клиента. Телесные практики и методы диагностики часто позволяют обойти контроль разума и выйти на контакт с подсознанием. Там, где ум в поисках ответа споткнется о множество «но», тело выдаст непосредственную реакцию.  Я наблюдала, как одна психолог-психодраматист работала со своей клиенткой, которая пыталась найти ответ на вопрос — Чего я хочу? Она размышляла — не бросить ли свою офисную работу, чтобы больше времени уделять живописи, но — не была уверена в этом решении.

Психолог предложила ей сесть на стул, заняв удобную позу и закрыв глаза. После этого психолог вслух обозначала различные альтернативы, которые сейчас существовали в жизни клиентки. И мы имели возможность наблюдать, как менялась поза девушки в ответ на каждую озвученную возможность. Тело «говорило» очень красноречиво. При одних вариантах, девушка сутулила плечи, словно стремясь сжаться в комок, опускала голову на грудь, вцеплялась пальцами в стул. При других — чуть распрямлялась. Когда же прозвучал вариант, который она сама даже не озвучивала при первичном разговоре, то неожиданно ее тело полностью распрямилось, плечи расправились, и стало видно, что она, наконец, вдохнула полной грудью.

Разумеется, это не единственный способ, при котором можно использовать телесность. Есть также множество методов, пересекающимхся напрямую с арт-терапией или драма-терапией. Но даже если мы не используем телесные методики для работы с клиентом, через телесные симптомы  — поза, голос, мимика —  можно иногда узнать гораздо больше об источнике проблемы, чем из его слов.

Анна Шехова, психолог