А вы курите?

А вы курите?

А вы курите?

С такой неожиданной темой мы хотим обратиться к вам сегодня.

Ну да, мы все прекрасно знаем, что курение наносит вред организму. Об этом пишут на пачках сигарет, предупреждают по телевизору, сообщают на рекламных баннерах и регулярно напоминают друзья и знакомые. И при этом все равно никотиновая токсикомания — едва ли самая распространенная зависимость на земле: в общей сложности курит каждый второй житель нашей планеты. И пропаганда здорового образа жизни почему-то не очень помогает снизить этот процент. Как вы думаете, почему так происходит?

По всей видимости, причина заключается в плюсах, которые курящий человек получает от своей привычки.

Конечно, прежде всего — это химическое воздействие никотина на головной мозг. Никотин является по своей химической природе стимулирующим средством, подстегивающим работу мозга и вызывающим легкую эйфорию. Поэтому многим кажется, что сигарета улучшает мыслительный процесс, хотя это не совсем так. Со временем никотиновая кислота перестает вырабатываться организмом самостоятельно, так как постоянно поступает извне, вот уже приятные переживания дополняются сугубо физической никотиновой зависимостью.

Однако курение может удовлетворять еще целый ряд потребностей, которые имеют мало общего с химическими процессами в организме.

Значение курения часто носит характер ритуала. Сигарета позволяет выдержать паузу между вопросом и ответом, заполнить тревожную пустоту молчания, когда нужно собраться с мыслями, немного подумать или «переварить» какую-то взволновавшую новость.

Порой, она облегчает и сам процесс общения. В нашей культуре люди не испытывают неловкости, когда к ним обращаются совершенно незнакомые прохожие с просьбой поделиться сигаретой или зажигалкой. Также легко обращаются сами, и вот уже диалог с незнакомцем течет легко и непринужденно, если в нем была потребность. Если женщина собирается закурить в присутствии мужчины, этикет говорит о том, что ему следует поднести к ее сигарете огонек. Случается и так, что человек начинает курить только потому, что в фирме, где он работал, все кулуарные разговоры велись опять-таки в курилке, и чтобы быть в курсе всех актуальных новостей, необходимо было тоже взять сигарету.

Когда закуривает подросток, подчас им движет стремление доказать всем, что он уже взрослый. Многие начинают курить в юности, бунтуя против родителей, и игнорирование предупреждений является как бы продолжением юношеского бунта, и вообще, информация о вреде не принимается, считаясь, к примеру, обывательской, скучной и банальной. Это ведь естественно, что здоровый образ жизни далеко не для каждого является самой важной в жизни ценностью.

У каждого из нас курение вызывает целый ряд разнообразных ассоциаций. И когда эти ассоциации связывают сигарету с чем-то приятным и хорошо знакомым, человек чувствует потребность закурить, чтобы почувствовать себя как дома и расслабиться в незнакомой обстановке. Кто-то считает это сексуальным, а нам всем хочется чувствовать себя привлекательными.

Курение может быть и элементом моды, и способом ухода от действительности (особенно когда человек чувствует в чем-то свою беспомощность), и даже некоторым способом выражения признательности: многие закуривают, подражая своим любимым людям или тем, от кого они материально зависимы, или своим кумирам.

И наконец, седативный эффект сигареты для многих обусловлен лишь фактом того, что эта сигарета находится во рту. Человек в принципе испытывает чувство покоя и комфорта под действием сосательного рефлекса. И точно так же, как младенец успокаивается у маминой груди, взрослые приходят в себя, беря в рот сигарету.

Это все говорит о том, что люди вполне могут находиться не только в физической, но и психологической зависимости от курения. Получается, что такая привычка (а точнее исследование ее причин) может стать ключиком к лучшему пониманию себя и своей жизни, сильным инструментом самопознания.

Из-за распространенности информации о вреде курения, начиная от влияния на здоровье и заканчивая тем, что любая зависимость — признак слабости, многие склонны сильно ругать себя за то, что они все еще курят. Шум о том, как плохо таким быть, перекрывает способность слышать самого себя и принимать те потребности, которые стоят за этой привычкой. Тогда на борьбу с собственной самокритичностью и ощущением «плохости» бросается огромное количество сил. И на то, чтобы бросить курить их уже не остается.

Марк Твен писал: «Бросить курить — легко! Я сам бросал семьдесят два раза». Может быть, потому так и происходит, что мы не уделяем должного внимания тому, что индивидуально у каждого стоит за этой привычкой?

Может быть, это справедливо не только в отношении курения?