Шедевральная злость: метод Микеланджело

Шедевральная злость: метод Микеланджело

Есть ли достойный способ выразить свою злость, дать отпор наглецам и хамам, защитить свои границы от непрошенного вторжения? Как проявить свое раздражение, гнев, ярость и не потерять при этом самоуважение, не опуститься до уровня нападающего, не преступить границы закона, в конце концов? Как позволять себе открыто злиться и оставаться при этом порядочным человеком? Для образованных воспитанных людей это одно из серьезных затруднений, которое они хотят преодолеть в процессе психотерапии. Даже вполне осознавая обоснованность (причины) и значимость (полезность, ценность) любых переживаемых чувств, человек с гуманистическим мировоззрением сталкивается с невозможностью адекватными способами выразить свои агрессивные эмоции. С одной стороны, со временем приходит понимание, что сдерживание и подавление негативных переживаний приводит к тому, что на это тратится огромное количество энергии. Но что еще хуже, наша психика перенаправляет невыраженную агрессию на собственный организм, что почти всегда в итоге приводит к психосоматическим заболеваниям (повышенное давление, головные боли, больные зубы и т.п.).

С другой стороны, в качестве единственной альтернативы смирению рассматривается только его полная противоположность – абсолютно бесконтрольная импульсивная разрядка агрессивных аффектов, за которой, как предполагает человек, будет следовать еще большая эскалация конфликта, вплоть до физического насилия, ну, или как минимум – нанесения непоправимого ущерба отношениям с человеком, на кого направлена агрессия. Такой вариант обычно рассматривается как слишком разрушительный, слишком опасный для окружающих («их прямо на куски разорвет!») и поэтому неприемлемый по этическим соображениям или как влекущий потерю самоуважения. И вот наступает момент, когда порядочный человек не желает больше жить зажатым между этими двумя крайними способами обходиться с собственными чувствами, но и как по-другому обращаться со своей злостью и гневом, он не понимает, поскольку иных безопасных вариантов проявлять свою злость в его жизненном опыте просто не было.

Таким образом, часто проблема заключается в нехватке у людей необходимых специфических навыков и поведенческих инструментов, чтобы тем или иным способом: вербально (словесно, интонацией), телесно (мимически, жестами, позой и т.п.) и конкретными действиями (ненасильственного, что важно, характера) выразить свою реакцию, свои чувства и желания в ситуации, когда кто-то наносит им вред, нарушает личностные «границы». Как следствие — отсутствие у таких людей возможности изменить эту ситуацию.

Злость – это источник энергии для изменения, а не для избегания (если потерпеть, то все само исправится) или разрушения. Хочется перефразировать рекламный слоган: «Избегаешь злости? Ты просто не умеешь из нее готовить!».

Какой же существует выход из этой ситуации? Экзистенциальный взгляд на мир не предполагает, что есть какие-то универсальные конкретные рецепты, подходящие для всех. Важно, чтобы сам человек занимал активную творческую позицию по отношению к тем проблемам и вызовам, с которыми он встречается. Фантазировать, экспериментировать, искать, прислушиваться к себе, смотреть на других, пробовать то или иное, снова и снова, пока не станет понятно, какой способ подходит именно тебе.

Проживать свою жизнь осознанно и есть настоящее творчество: узнавать себя, понимать и учиться выражать свою во многом противоречивую сущность во всем её многообразии. Мир принимает нас настоящих, если мы сами принимаем себя такими.

А теперь, наконец-то, о «методе» Микеланджело.

Церемониймейстер папского двора Бьяджо да Чезена, будучи чиновником и просто неумным и далеким от искусства человеком, позволял себе совершенно непочтительные и абсурдные нападки на великого Мастера. Например, выражал свое неудовольствие тем, что при росписи Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти изобразил Христа, как, впрочем, и всех остальных героев, обнаженным. Дескать, такая роспись достойна скорее бани, чем капеллы. Учитывая сложный характер художника, его вспыльчивость и эмоциональность, тяжелые условия, в которых месяцами приходилось работать Микеланджело: в подвесной люльке, с болями в спине, не снимая сапог по многу дней, с капающей на голову с потолка краской, с необходимостью как-то совмещать требования официоза католической церкви и собственного творческого восприятия божественного, — нетрудно предположить, какую эмоциональную бурю вызвали столь обидные оценки в душе художника.

Вообще, оказывается, художник отличался крутым и горячим нравом: мог позволить себе сбросить сверху доски и ведра на Папу римского — главу государства, который однажды явился, чтобы поторопить Микеланджело побыстрее закончить роспись. И, наверное, не просто так про Микеланджело распускали слухи, что ради достоверности образа умирающего Христа на одной из своих картин, он прикончил капризного натурщика. Тем не менее, Буонарроти успешно пережил 13 пап.

Однако, в этом случае с Бьяджо, Микеланджело выбрал иной, гораздо более креативный способ выразить свой гнев и презрение. Он изобразил взбесившего его чиновника в облике антигероя древнегреческих мифов царя Миноса – с полагающимися ему по легенде длинными ослиными ушами. Но и этого художнику показалось недостаточно. Заключительным аккордом этого триумфа злости, который, по достоинству (в прямом и переносном смысле) могут оценить, пожалуй, только мужчины, является огромная змея, впивающаяся зубами в член обидчика. Воистину «Страшный суд» в исполнении Мастера!

Римский папа, Павел III, оценив изысканную месть Мастера, смеялся от души, а когда оскорбленный и обесчещенный чиновник обратился к нему за защитой, умоляя стереть его потрет, не без ехидства заметил: «Если бы Микеланджело поместил вас в раю, я мог бы ещё что-то изменить, но увы, на ад моя власть не распространяется».

Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» (фрагмент, Сикстинская капелла).

Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» (фрагмент, Сикстинская капелла).

Вряд ли стоит буквально повторять опыт Микеланджело, но сам нестандартный подход к решению проблемы, может быть интересным и вдохновляющим примером для тех, кто находится в поиске собственного способа с помощью злости изменить свою жизнь и этот мир к лучшему.