О внутренних ограничениях

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему некоторые люди добиваются таких высот, которые большинство других людей склонно называть невозможными?

Мы все хотим быть счастливыми, здоровыми, в широком смысле богатыми людьми. Желаем того же нашим близким, радеем за своих детей, в каждый праздник адресуем окружающим и себе слова о воплощении самого лучшего и прекрасного. Крепкого здоровья. Спокойствия и удовлетворения. Творческих успехов. Богатства. Большой и светлой любви. Счастья. И, давайте будем честны, мы отпускаем эти слова и совсем не следим за тем, как они становятся реальностью. Мы говорим и желаем, но глубоко внутри себя можем оставаться убежденными, что эти желания какие-то не очень реальные. Что они больше похожи на утопию, чем на то, что реально возможно воплотить в жизнь.

А в этот момент кто-то другой добивается богатства, реализуется творчески, встречает любовь своей жизни, чувствует удовлетворенность, становится известным и любимым публикой, двигает вперед науку, становится образцом для подражания. Как ему это удается?

Один из самых молодых миллионеров России вспоминал своего знакомого, который когда-то вел тренинги по пикап-мастерству. В них первым и самым важным пунктом шла короткая фраза «разрешить себе». Вот так вот просто. Впоследствии этот миллионер рассказывал, как и в бизнесе принцип «разрешить себе» оказался важнее, чем любые навыки и знания.

Звучит странно, верно? Вроде бы, мир вокруг так огромен и сложен, в нем действуют свои законы, которым приходится соответствовать. А тут всего лишь разрешить себе! Но, оказывается, не так уж это парадоксально.

В некотором смысле у каждого из нас существует свой «мир». Мы как-то воспринимаем себя, окружающий нас космос (природный, социальный, идейный) и то, как мы в нем находимся. Какие у нас есть таланты и способности, что нам необходимо, к чему мы склонны, чего мы достойны. И тот образ себя и мира, который у нас формируется, далеко не всегда даже приблизительно похож на то, как те же вещи представляют себе другие люди. Даже физически мы не видим мир таким какой он есть, а воспринимаем его двухмерную проекцию на сетчатке глаз. Мозг обрабатывает полученную информацию, и мы видим цвета, излучения и формы по-своему, не так, как другие представители органической жизни. Порой даже не так как другие люди. Ведь все помнят историю про бело-золотое он же черно-синее платье? А про дальтонизм? И про исследования, которые говорят, что женщины лучше различают оттенки цветов по сравнению с мужчинами?

Можно сказать, что технически мы не имеем дело с окружающим миром в его истинном виде. Мы по-особенному воспринимаем реальность, интерпретируем ее исходя из того, что доступно нашему пониманию, и действуем, осознанно и бессознательно, согласно тому, что поняли и во что поверили. Проще говоря, мы действуем по тем законам, которые с нашей точки зрения присущи миру, но на самом деле являются лишь нашей интерпретацией реальности и ее закономерностей.

Но как же мы принимаем решение, исходя из чего решаем, каков мир и как нужно себя в нем вести?

В первую очередь, конечно, на ум приходят внешние события и вполне логичные выводы, которые мы можем сделать. К примеру, мы видим, с какой скоростью способен двигаться автомобиль, имеем представление о тормозном пути и делаем вывод, что переходя улицу, нужно смотреть по сторонам и не лезть под колеса движущегося транспорта. Мы привыкаем тормозить перед тем, как перейти проезжую часть, и делаем это уже на автомате.

В детстве, когда нас обижали и нам было больно, если родители ругали нас за слезы, а не защищали от обидчиков, мы могли бы так же сделать вывод, что мы беззащитны, а мир опасен, и за переживание обиды и боли вслух нам могут сделать еще больнее. И этот вывод мог не менее сильно впечататься в сознание, чем произошедшая на наших глазах легкая, но страшная в своей неожиданности авария, которая наглядно продемонстрировала нам, почему с автомобилями стоит быть аккуратными. Память могла и спрятать от нас этот эпизод, но сделанный вывод совсем пропасть не может. Он остается с нами в виде установок, которые диктуют нам, каков мир, чего мы достойны и как должны себя вести, чтобы (вы)жить хорошо.

В особенно эмоциональные моменты мы и делаем те самые выводы, которые впоследствие определяют нашу жизнь. Большинство из них происходит в раннем возрасте, когда мы познаем мир с нуля и это познание — самое важное для нас, а потому к любой информации мы предрасположены и в некотором смысле уязвимы. Мы учимся понимать свой статус в семье, следить, как реагирует мир (в первую очередь родители) на наши потребности, учимся выражать или прятать чувства, общаться с другими и многое другое… Разумеется, в течение жизни мы неизбежно ранимся. А потому сохраняем в своем бессознательном десятки и сотни установок, которые впоследствие ограничивают нашу свободу. Благодаря которым мы сами ограничиваем свободу распоряжаться собственной жизнью.

Чем один человек отличается от другого? Один стал знаменитым артистом, а другой мастером по ремонту обуви. Третий встретил свою вторую половинку и прожил с ней 70 лет в счастливом браке, а четвертый так и остался убежденным холостяком. Можно сказать, что каждый из них принял некое решение, как ему прожить свою жизнь, и действовал согласно с собственной свободой выбора. Но так ли свободны были их решения на самом деле? Ведь даже если они преодолели препятствия внешнего мира, сумели ли они осознать, как их неосознанные установки влияли на их жизнь?

Мы не можем знать, по каким причинам для первого человека достижение известности стало делом всей жизни. Мы не имеем понятия, мечтал ли второй человек стать артистом, как первый, и если и мечтал, что его остановило: неверие в свои силы, страх остаться без заработка, или мнение мамы, что «кривляться — недостойное поведение для настоящего мужчины». Мы не можем знать, чем в жизни третьего человека вызвано то, что ему посчастливилось встретить именно того, с кем он захотел и смог провести бок о бок целую жизнь. Был ли он готов любить самому и быть любимым? Учился ли этому, или ему повезло жить с такими установками с детства? Мы никогда не узнаем, почему четвертый остался холост, и был ли он счастлив в своем выборе. Может, он занимался любимым делом так интенсивно и был в нем так самодостаточен, что не нашел времени ни на что иное, да и не хотел? А может быть, ему было страшно оказаться беззащитным в близких отношениях, и он так и не смог справиться с этим страхом?

И у нашего поведения, и у того, как другие люди и мир в целом на него отзываются, обязательно есть причины, которые кроются в глубинах наших бессознательных процессов. Некоторые из них дают нам поддержку и силы в достижении целей, другие мешают действовать и ставят палки в колеса, даже если те пока еще воображаемые. И тогда мы даже не начинаем дело, для которого чувствуем, что, возможно, и были рождены.

Стоит отметить, что в обыденной жизни мы крайней редко даем себе труд подумать о том, по каким правилам на самом деле мы живем. Повседневность требует от нас по большей части привычных действий, часто натренированных до автоматизма, а цель разума тогда — следить за тем, чтобы все было исполнено правильно. На вопросы о глубоком у нас часто не хватает времени.

Может быть, оно найдется сейчас?

Попробуйте ответить себе на несколько вопросов. Отвечая, старайтесь пользоваться больше своим глубинным, интуитивным знанием, чем логическими рассуждениями. Прислушайтесь к самым первым быстро исчезающим импульсам и протестируйте их своим внутренним знанием. Это может оказаться непросто, но постарайтесь сделать все, что можете.

Итак,

Кто вы?

Каков мир для вас?

Каковы ваши способы, принципы и законы построения взаимодействия с миром?

Чего вы хотите в жизни?

Как ваши способы, принципы и закону помогают вам и ограничивают вас в достижении ваших желаний?

Дайте себе время на ответы. Постарайтесь их записать.

А затем, когда перечитаете, вспомните, насколько все убеждения относительны, ведь они ничем не хуже физических тел, с которыми работай Эйнштейн.

Осознайте, что об истине мы знаем мало, но у каждого из нас есть множество своих правд, которые имеют право на существование. И среди них (каким следовать, какие подвергать сомнению, от каких отказываться) можно ВЫБИРАТЬ.

А для этого порой достаточно просто разрешить себе.