Исследование экзистенциальных данностей

Исследование экзистенциальных данностей

Ирвин Ялом предлагает занимательное и ёмкое определение экзистенциальной психотерапии: «Экзистенциальная психотерапия – это динамический подход к терапии, который сосредоточивается на беспокойствах, коренящихся в существовании индивидуума».

Есть такие темы, которые так или иначе тревожат буквально всех людей на Земле. Мы называем их данностями бытия. Согласно постулатам экзистенциального подхода, они являются источниками для всех беспокойств, вызывают первичную тревогу, а вот справляется с этими фактами существования уже каждый по-своему. С этой точки зрения любые симптомы и психологические защиты сводятся к одной из конечных данностей: смерти, одиночеству, бессмысленности и свободе. Экзистенциальная психотерапия помогает человеку осознать этот факт, обнаружить источник беспокойств и использовать его энергию для личностного изменения и роста.

Любая жизнь конечна. Мы начинаем осознавать это еще будучи детьми, и у многих это поначалу вызывает шок: «Как это я перестану существовать? А что же будет потом?» Смерть — одна из наиболее очевидных данностей, в столкновении с которой рождается первый экзистенциальный конфликт: конфликт между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить, между боязнью несуществования и желанием быть.

Понимание, что жизнь рано или поздно закончится, подстегивает к действию. Многие из нас годами ходят на нелюбимую, но хорошо оплачиваемую работу, чтобы обеспечить существование себе и своим близким. Кто-то «проваливается» в трудоголизм, потому что постоянная активная деятельность защищает от тревоги приближения к небытию. Медицина и технологии развиваются, чтобы продлить жизнь и защитить от смерти. Религии стараются дать ответы о существовании по ту сторону жизни, чтобы снизить эту сильнейшую тревогу, а вера в эти ответы помогает совладать с тем, что от нее осталось. Философы и даже математики стараются найти слова, чтобы описать это «ничто», которое ждет каждого, чтобы хотя бы отдаленно представить, что нас ждет и как это ощущается. И все, абсолютно все ищут в себе силы выдержать эту неизвестность, которая лежит за пределами нашего опыта.

А неизвестность сама по себе тоже оказывается тревожным фактором. Миллионы людей читают гороскопы и ходят к гадалкам, потому что представление о будущем как бы структурирует его, делая более понятным, предсказуемым и безопасным. Экзистенциальный подход связывает это с темой свободы, которая в свою очередь тесно переплетена с волей и ответственностью.  Невозможно быть свободным, не беря ответственность. Человек сам отвечает за свои решения, поступки, в широком смысле за свою жизнь. Но ведь это довольно непросто, верно?

Мы защищаемся от тревоги свободы множеством разных способов. Многие из нас имеют склонность приписывать внешним обстоятельствам или воле рока все или во всяком случае многое, происходящее в своей жизни. При этом мы часто парадоксально стремимся все контролировать. Так, иллюзию контроля дает знание всех деталей какого-то неприятного или опасного события, например, когда одна подруга выспрашивает у другой все обстоятельства ее расставания с парнем, вместо того, чтобы поддержать, а люди на улицах останавливаются рядом с местами аварий и ищут, у кого бы спросить, что же случилось.

Популярность поговорки про глаза, соломинку и бревно тоже возникла не на пустом месте, ведь у каждого найдется такой знакомый, у которого виноваты все вокруг, кроме него. В подобном избегающем ответственности поведении может быть заключено много выгод, которые вполне могут быть не очевидны и не осознаваться. И мы злимся, обижаемся и возмущаемся, забывая, что за подобным поведением на самом деле кроется мучительный страх.

Любая человеческая жизнь индивидуальна и неповторима, что не мешает разным людям проживать, кажется, одни и те же события: учиться ходить и говорить, заводить отношения, ходить в школу, выбирать профессию, определять свое мнение о гомосексуализме, музыке и политике, создавать семью, переживать предательства и успехи, искать помощи. Все, с чем мы сталкиваемся, в той или иной форме знакомо еще миллионам других людей. Практически каждая мелочь может оказаться тем, что объединяет нас с кем-то другим, вызывая чувства, имея значение. Тем не менее, мы можем лишь догадываться, что на самом деле чувствуют другие, и фантазировать о том, каково им, опираясь на наш личный опыт. Мы никогда не сможем разделить всю полноту субъективного опыта другого человека вместе с ним точно так же, как никто и никогда не сможет понять нас во всей полноте. В некотором смысле мы изолированны от мира и друг друга в своем опыте переживаний. И это одиночество тоже страшит.

Попытки человека избежать изоляции и того напряжения, которое она вызывает, могут сильно сказываться на отношениях с другими людьми. Стремясь пережить одиночество, ощущаемое как неполноценность, мы пытаемся заполнить эту пустоту отношениями с другими людьми: любовными, приятельскими, рабочими. Это проявляется в необходимости постоянно находиться рядом с другими людьми, а также часто в нарушениях межличностных границ: отчуждении или слиянии, эмоциональной зависимости, патологической ревности,  жертвенности и спасательстве. Осознание этих сложностей в связи со страхом одиночества часто позволяет выйти на новый, намного более глубокий уровень отношений с людьми и миром.

Наконец, каждый из нас рано или поздно задумывается, для чего он живет. Зачем он появился на свет, в чем его предназначение, на то ли он тратит свою жизнь. Нередко ответы на последний вопрос делают кризис среднего возраста поистине невыносимым, а первые сводят с ума молодых людей, которые срочно должны выбирать будущую профессию, но пока мало что знают о мире и себе, чтобы сделать это осознанно.

Жизнь не имеет очевидного, определенного, всем понятного смысла. Поэтому каждому приходится искать свой смысл самостоятельно. Поиски неизбежно сопровождаются тревогой бессмысленности, и она может отражаться в склонности к авантюризму, поиску и решению сложных задач, достижениям, которые приобретают сверхценность, подчиняя себе жизнь человека. А кому-то ближе другая крайность — отрицание любых смыслов, поиск и высмеивание их. Такой человек может сказать против чего он, но не скажет за что. Бывает и так, что смысл утрачивается настолько, что пропадают и силы. Нам хочется плыть по течению, а предпринять какие-то действия и чем-то заняться кажется просто невозможным. Со стороны подобное поведение легко окрестить знакомым всем словом «лень», однако, в действительности все может оказаться не настолько просто.

Исследование глобальных и всеобъемлющих тем данностей существования очень сильно расширяют кругозор, способность к пониманию других людей, а также осознанность и глубину собственной жизни. Они затрагивают абсолютно все сферы нашей жизни, куда ни посмотри. Поэтому особенно здорово, когда существует возможность говорить на такие тревожные, но бесконечно важные темы с теми, кто тоже, как и мы, ищет свои ответы.