Почему люди хотят знать будущее?

Готовы спорить, что хотя бы однажды вы задумывались, насколько человеческая жизнь — зыбкая и неясная штука.

Мы не знаем, зачем мы родились и живем на самом деле. Жизнь как таковая не несет особенного смысла. Ей достаточно просто быть. Но мы, каждый из нас, являющийся этой самой жизнью, воплощенной в потрясающе сложной форме, рано или поздно задается вопросом: зачем именно он существует, такой какой есть посреди этого странного мира? В чем смысл его бытия? В чем смысл бытия мира? Что вообще в этой жизни имеет хоть какое-нибудь значение?

И мы ищем, ищем ответы. Ищем по много лет, бывает, не понимая, что на самом деле делаем. Со временем дни наполняются и более приземленными и насущными задачами. В суете поисков решений для них, бывает, мы теряем из виду, что отсутствие ответов на глобальные вопросы все еще нас беспокоит.

Мы не знаем, что будет с экономикой в стране в ближайшем будущем, какие профессии будут востребованы, действительно ли опасны озоновые дыры и если так, сколько осталось жить человечеству. Мы задаемся вопросами, правильно ли поступили, перестав общаться с одним человеком, рассказав что-то важное другому и выбрав среди прочих третьего. Мы думаем, а что бы было, если бы когда-то давно мы приняли другое решение, пошли бы другим путем, вложили деньги, объяснили свой поступок, были бы бережнее к близким. Стал бы мир лучше? Стали бы мы счастливее?..

Во все времена вопросов, волновавших людей, было больше, чем ответов. Общество чувствовало эту неудовлетворенность и стремилось прикрыть самые тревожные пустоты, дав людям это желанное ощущение стабильности и надежности. Так возникали и становились популярными религии (кто еще расскажет, что нас ждет после смерти?), формировались законы, представления о морали, справедливости и чести, особенные для каждой культурной традиции. Открывались физические законы, прогресс дал нам средства связи, чтобы мы могли не мучаться неизвестностью. Но знать, что происходит где-то сейчас, недостаточно, чтобы тревога неизвестности окончательно ушла. Наше внимание постоянно направлено из прошлого в будущее, и последнее заботит нас, возможно, больше всего прочего.

Технический прогресс пока не преодолел завесу, отделяющую нас от грядущего. Иногда в голове нет-нет, да проносится мысль: «Если бы я только знал». Временами нам кажется, что если бы мы знали, что произойдет, мы могли бы поступить иначе и сейчас жили бы лучше. Бывает, мы думаем, что если бы знали наверняка, к каким последствиям приведет то или иное решение, мы могли бы совершить наилучший из выборов.

В условиях постоянной неопределенности нам приходится искать то, на что действительно можно было бы опираться при принятии решений. При хорошем раскладе эти опоры находятся где-то в настоящем моменте и «внутри» нас. Для кого-то это могут быть религиозные заповеди, для кого-то усвоенные в семье принципы, для кого-то очищенный от эмоций холодный расчет, для кого-то тонкий отклик души, как бы говорящий: «Да, я действительно этого хочу». Все это становится ресурсами, которые позволяют нам нести ответственность за последствия совершенного выбора.
Но бывает и так, что кто-то не находит в себе сил своей волей вносить в этот первозданный хаос какую-то определенность, принимая решения, совершая поступок. Существует потребность в какой-то дополнительной опоре. И такой человек вполне может оказаться наедине с предсказателем, который дает ответы на те вопросы, которые неразрешимы для всех других людей. Иногда эти ответы, пусть даже иллюзорные, даже способны принести настоящую пользу. Успокоение и эмоциональная устойчивость, ощущение защищенности судьбой и роком помогают сосредотачиваться и спокойно двигаться по жизни. Предопределенность освобождает от необходимости нести ответственность за то, на что пока не хватает сил.

Нам всем иногда хочется, чтобы кто-то другой, большой и мудрый, немного разграничил нашу жизнь. Внес в нее определенность, дал координаты, на которые можно было бы ориентироваться. Забрал у нас немного свободы, обменяв ее на ощущение надежности, определенности и устойчивости.

Это нормально. И это даже не очень страшно, потому что вряд ли многие ответы, которые мы находим путем проб и ошибок, способны составить серьезную конкуренцию предсказаниям в не-иллюзорности. Но путь, которым нам достаются эти ответы, все-таки имеет значение. Мы растем, когда выдерживаем неизвестность и ищем в себе силы нести ответственность за себя, свои слова, действия и всю жизнь. Мы остаемся детьми, когда привыкаем, что все важное решается за нас кем-то другим.

В запущенных случаях, когда конфронтация со свободой и ответственностью невыносима, чужим ответам подчиняется вся жизнь, а индивид теряет способность принимать решения самостоятельно и понимать, что все равно он действует на свой страх и риск. Такие люди уже не могут обходиться своими силами. Их жизнь оказывается подчинена воле другого, который в некотором смысле оказывается для них всемогущим. Но ни один человек не способен справиться с такой властью и не наделать ошибок, не причинить вред кому-то. Не так страшно, если попадется предсказатель добрый и искренне желающий помочь, совсем ужасно — если его интересуют только то, чтобы к нему приходили еще и еще. Опасность множится, горе растет, способность задающего вопросы совладать с ними не появляется.
Каждый из нас постоянно находится в конфронтации со всеми данностями бытия. От некоторых в силу своей личности мы можем быть защищены хорошо, некоторые переживаются нами с большей тревогой.

Бесконечные вопросы о будущем и причинах настоящего нужны нам уже потому, что они помогают нам искать способы справляться со страхом, который рождается на стыке бессмысленности, свободы, смертности и одиночества. Но то, каким именно путем мы ищем на них ответы, оказывает на всю нашу жизнь даже большее влияние, чем то, что является целью этого поиска. Такой вот парадокс.